Случалось ли у вас такое, когда при первом знакомстве с человеком он вам показался не приветливым, но в дальнейшем у вас сложились очень дружеские отношения? Порой, первое впечатление обманчиво, согласны? И все же…судить о ком-то по внешности и опираться на первое впечатление — это очень распространенное явление, которое называется «эффект Ореола», выделенное Э. Торндайком и широко изученное в социальной психологии. Ученые заинтересовались им по той простой причине, что это одно из самых распространенных когнитивных искажений. Когнитивные искажения представляют собой иллюзию мысли. Они подталкивают нас к ошибочным суждениям, но мы этого даже не осознаем.

В психологии существует такая тенденция — судить неизвестного человека по признаку, который ранее был оценен как положительный. Это так называемый «эффект Halo», получивший свое название от «гало», изображенного над головами святых на картинах и иконах.

Таким образом, когда кто-то производит на нас при первом знакомстве хорошее впечатление, обычно основанное на его внешности, мы склонны приписывать этому человеку качества, которые совершенно не присущие ему. Иногда этот феномен является причиной той самой «любови с первого взгляда» и человек влюбляется, увидев ту самую (того самого) мгновенно приписав ей (ему) какие-то качества, коими тот (та) вовсе не обладает.
Вот прекрасный пример из социальной психологии эффекта Halo, который наглядно показывает те когнитивные ошибки нашего ума, жертвами которых мы являемся без нашего ведома.

Опыт мистера Клиффорда

Опыт Клиффорда, психолога, специализирующегося на образовании, был проведен в 1975 году, в процессе опыта он попросил учителей оценить ранее неизвестных им детей (по фотографии), и дать им краткую характеристику, основываясь на нескольких критериях, таких как их интеллект, участие родителей в процессе обучении детей или их шансы на успех. Результаты эксперимента ясно показали, что дети, которые казались испытуемым «красивыми», были оценены как более умные, с большим шансом на успех в школе и имеющие большее количество уделяемого времени и внимания родителями. Здесь нет смысла осуждать Испытуемые учителя не были предвзяты и их не за что осуждать, здесь как раз и кроется главная ловушка нашего ума. Дело не в том, что все люди в большей или меньшей степени подвержены влиянию внешних данных нашего собеседника, мы склонны идеализировать понравившихся нам людей. Именно поэтому в школе, чаще всего, «любимчики» учителей – это самые красивые дети.

При первом же взгляде на человека мы все строим примерный портрет этого человека без серьезных на то оснований. Нашему уму достаточно всего несколько секунд, чтобы создать такой портрет. Вот так улыбающийся человек будет оценен как дружелюбный, а тот, кто носит очки, будет восприниматься как более серьезный. Врач будет считаться более компетентным, если он носит белую блузку, а не футболку и джинсы.

Более того, с продуктами питания, автомобилями, бытовой техникой и вообще с любыми товарами это тоже работает. Дизайнеры трудятся чтобы создать привлекательный дизайн своего товара именно для того, чтобы вы, увидев его впервые, решили, что он – тот самый (про любовь с первого взгляда помните?), который вы ищите. Так, ноутбук с интересным дизайном будет казаться нам более функциональным, а понравившийся автомобиль – мощным и удобным.

Теперь, когда вы узнали о таких уловках вашего ума, вы сможете осознать и уловить тот момент, когда ваш ум начнет проделывать такие трюки, и это безусловно отразиться на вашем восприятии других людей, с которыми вы взаимодействуете. Но не забывайте, что это также работает и в обратную сторону: ваш собеседник так же строит о вас первое мнение за несколько секунд при знакомстве, пока на вас смотрит, поэтому улыбнитесь ему, вы знаете что сделает его ум после этого?

 

 

Автор статьи Евгения Морозова